Третья жизнь обыкновенных вещей
Обычно почти все вещи пребывают в двух состояниях: служение, наполненное утилитарным смыслом, и смерть (превращение в хлам, трансформация в мусор). Однако, иногда, по странной прихоти художника, некоторые вещи находят свою третью жизнь, перемещаясь со свалки на территорию искусства и обретая бессмертие... Основоположником поэтизации мусора был французкий художник Марсель Дюшан (1887- 1968), провозгласивший в 1913 году ready-made концепцию. (Термин ready-made, буквально означающий «продукт готовый к употреблению», был взят им из торговой рекламы и препровожен в сферу искусства). В числе его шедевров были плавающая вешалка для шляп, скребок для снега, писуар, переименованный в «фонтан», прибитая к полу вешалка для верхней одежды, прикреплённое к табуретке велосипедное колесо ... За 90 лет ready-made совершил победное шествие от скандального неприятия, до массового признания художественной ценности старого хлама. Апогеем его триумфа явился памятник мусору в Итальянском городке Портофино (эдакий цементный блок с вмонтированными туда старыми туфлями, бутылками, консервными банками и т.д.) Однако, в чистом виде, ready-made встречается крайне редко. Почти всегда, художник что-то привносит в подобранные вещи, проявляет их скрытую сущность, открывает новые возможности или просто использует их в своих коллажных построениях. При абсолютно противоположных теоретических постулатах ready-made на практике близок к японскому принципу искусства мо-но-авари. И хотя последний стремится проявить скрытую красоту вещи, раскрыть её истинную природу, а первый, скорее стремится вывернуть сущность вещи наизнанку, подать её с неординарной, непредсказуемой стороны. Оба направления во главу угла ставят вещь как таковую! С другой стороны ready-made очень близко примыкает к декоративно-прикладному искусству, в котором художники используют в своих работах, сучки и корешки необычной формы, камни, пустые бутылки, кедровые обёртки от сигар и другие отслужившие своё первое назначение предметы. Поэтому вместо термина ready-made наверное более правильно использовать словосочетание redid made (переделанный заново). Ибо в любом случае если не на физическом, то покрайней мере на метафизическом уровне ready-made объект приобретает совершенно иное качество.
|