Рэди-мэйд
Ready-made
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Третья жизнь обыкновенных вещей

Обычно почти все вещи пребывают в двух состояниях: служение, наполненное утилитарным смыслом, и смерть (превращение в хлам, трансформация в мусор). Однако, иногда, по странной прихоти художника, некоторые вещи находят свою третью жизнь, перемещаясь со свалки на территорию искусства и обретая бессмертие...
 Основоположником поэтизации мусора был французкий художник Марсель Дюшан (1887- 1968), провозгласивший в 1913 году ready-made концепцию. (Термин ready-made, буквально означающий «продукт готовый к употреблению», был взят им из торговой рекламы и препровожен в сферу искусства). В числе его шедевров были плавающая вешалка для шляп, скребок для снега, писуар, переименованный в «фонтан», прибитая к полу вешалка для верхней одежды, прикреплённое к табуретке велосипедное колесо ...
 За 90 лет ready-made совершил победное шествие от скандального неприятия, до массового признания художественной ценности старого хлама. Апогеем его триумфа явился памятник мусору
в Итальянском городке Портофино (эдакий цементный блок с вмонтированными туда старыми туфлями, бутылками, консервными банками и т.д.)
 Однако, в чистом виде,  ready-made встречается крайне редко. Почти всегда, художник что-то привносит
в подобранные вещи, проявляет их скрытую сущность, открывает новые возможности или просто использует
их в своих коллажных построениях.
 При абсолютно противоположных теоретических постулатах ready-made на практике близок к японскому принципу искусства мо-но-авари. И хотя последний стремится проявить скрытую красоту вещи, раскрыть её истинную природу, а первый, скорее стремится вывернуть сущность вещи наизнанку, подать её с неординарной, непредсказуемой стороны. Оба направления во главу угла ставят  вещь как таковую!
 С другой стороны ready-made очень близко примыкает к декоративно-прикладному искусству, в котором художники используют в своих работах, сучки и корешки необычной формы, камни, пустые бутылки, кедровые обёртки от сигар
и другие отслужившие своё первое назначение предметы.
 Поэтому вместо термина ready-made наверное более правильно использовать словосочетание redid made
(переделанный заново). Ибо в любом случае если не
на физическом, то покрайней мере на метафизическом уровне ready-made объект приобретает совершенно иное качество.

 



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.